Советы родителям

    ЧЕТЫРЕ ЦВЕТА СВОБОДЫ: ограничения в жизни детей.

    Часто родителям бывает трудно запретить своему ребёнку что-либо. Решить эту задачу поможет статья известного психолога. Интересная система, регулирующая жесткость правил для ребенка, предложена Юлией Борисовной Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребенком – Как?». Эта система позволяет найти золотую середину между излишней строгостью и попустительством. Делим все поле, регламентирующее поведение ребенка, на четыре зоны. Обозначаем их цветом: зеленая, желтая, оранжевая, красная. ЗЕЛЕНАЯ ЗОНА В зеленую зону помещаем то, что ребенок может делать по собственному разумению или желанию. Например, выбрать, какую книгу почитать, в какие игры поиграть, кого пригласить к себе на день рождения и т.д. При определении этой зоны очень интересно бывает задуматься: а многое ли наш ребенок действительно может выбирать самостоятельно? ЖЕЛТАЯ ЗОНА Желтая зона включает те действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. То есть он может выбирать, что ему делать, но в определенных границах. Например, ему разрешается каждый день смотреть телевизор, но не более 1 часа и не позднее 9 часов вечера. Или самому решить, когда приступить к домашним заданиям, но работа должна быть закончена к 20 часам. Важно, чтобы ребенок понимал, чем вызвано то или иное ограничение. Он вполне способен принять ваше спокойное, но твердое объяснение. Подчеркните при этом, что именно остается ребенку для его свободного выбора. Когда дети чувствуют уважение к их чувству свободы и самостоятельности, они легче воспринимают родительские ограничения. ОРАНЖЕВАЯ ЗОНА Жизнь есть жизнь, в ней встречаются ситуации, которые заставляют нас иногда попадать в оранжевую зону. Она очерчивает те действия, которые разрешаются в случае особых обстоятельств. Например, отец возвращается после долгой командировки поздно вечером. Можно разрешить ребенку позже лечь спать и даже не пойти наутро в детский сад или (страшно сказать!) в школу. Или: ребенок оказывается в стрессовой ситуации, связанной с переездом, болезнью или смертью кого-то из близких. Здесь важно подчеркнуть ребенку, что разрешение оправдано только исключительными обстоятельствами. Обычно дети хорошо понимают подобные ограничения и больше готовы соблюдать правила в обычных ситуациях. КРАСНАЯ ЗОНА Последняя, красная зона включает в себя действия, которые не являются приемлемыми никогда и ни при каких обстоятельствах. Здесь не может быть никаких исключений из правил. Нельзя выбегать на дорогу, баловаться с огнем, обижать слабых, предавать друзей...

    От элементарных правил безопасности к моральным нормам и социальным запретам!

     Мы общаемся с ребенком всегда – когда учим и приучаем, когда кормим и гуляем, наказываем и играем. От того, как проходит общение, зависят и результаты воспитания, и конечно общее благополучие ребенка, да и нас самих.

     Стремясь преуспеть в воспитании, взрослые часто не замечают, как большую часть взаимодействия с ребенком составляют:

  • Приказы («Сейчас же прекрати!»)
  • Угрозы («Еще раз так сделаешь-получишь, «Не будешь слушаться -……….»)
  • Нравоучения («Надо слушаться старших!»)
  • Критика, обвинения («Такой большой, а ума не набрался»)
  • Обзывание («Нытик, слабак»)

     Но, вместо ожидаемой пользы от таких педагогических приемов, ребенок испытывает чувства обиды, раздражения, злости, разочарования, снижающие его самооценку, но никак позитивно не влияющие на его поведение.

     Есть способ, помогающий избегать нарастания конфронтации взрослого и ребенка за счет «отделения» нравоучения от личности говорящего. Его «открыли» наши далекие предки, аккумулировав вековую народную мудрость. Это – народные «пословицы и поговорки».

     При обучении навыкам самообслуживания малышей хороший результат дает чтение потешек:

Буль-буль-буль журчит водица,
Все ребята любят мыться!


     Приучая чистить зубы можно приговаривать:

Зубы чистые всегда
У веселого бобра,
Потому что наш бобренок
Чистит их еще с пеленок!


     Подбодрить при самостоятельном одевании на прогулку можно так:

В небе солнышко гуляет,
С ясным днем нас поздравляет.
Собирайся детвора,-
Нам давно гулять пора!


     Воспитатели нашего детского сада мастерски используют в работе с детьми малые фольклорные формы, и Ваши детки уже хорошо откликаются на такие приемы народной педагогики. Сегодня мы предлагаем приобщиться к такому мастерству и Вам, дорогие родители наших воспитанников.

     Чтобы верно понять пословицу нужно осмыслить, о чем она говорит. Есть такая пословица  «Слово сказать – узлом завязать!». Она совсем не означает, что надо взять слово и завязать его в узелок. Эта пословица говорит нам о другом – раз обещал, нужно выполнить. Сдержать слово. А говорят так с тех давних пор, когда, чтобы не забыть что-то, завязывали на память узелок.

     «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь!» - когда человек, не закончив одного дела, спешит делать другое или одновременно пытается некачественно сделать несколько дел.

     Предлагаем Вам для использования в общении с детьми наиболее часто употребляемые нами в работе пословицы и поговорки. Удачи Вам и Вашим детям!

     Группа «Теремок» (Татьяна Петровна, Людмила Геннадьевна):

  • Не спеши языком, поспеши делом.
  • Дело мастера боится.
  • Как аукнется, так и откликнется.
  • Любишь кататься, люби и саночки возить.
  • Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

     Группа «Пингвин» (Людмила Станиславовна, Светлана Николаевна):

  • Без труда не вытянуть и рыбку из пруда.
  • Повторенье – мать ученья.
  • Доброе молчанье лучше худого ворчанья.
  • Глупый осудит, а умный рассудит.
  • Кто не бежит, тот и спотыкается.
  • Чтобы научиться трудолюбию нужно три года, чтобы научиться лени – три дня.
  • Горе на двоих – полгоря, радость на двоих – две радости.
  • Один – задириха, другой – неуступиха.

     Группа «Солнышко» (Елена Юрьевна, Лариса Александровна):

  • Долог день до вечера, коли делать нечего.
  • Куда иголка, туда и нитка.
  • Недаром говорится, что дело мастера боится.
  • По секрету всему свету.
  • Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • Маленький, да удаленький.

     Группа «Золотая рыбка» (Татьяна Дмитриевна, Ирина Александровна):

  • Жадность, что река – чем дальше, тем шире.
  • Сколько голов, столько и умов.
  • С умным разговаривать, что мёду напиться.
  • Злоба, что лед – до тепла живет.
  • Сердитый, словно турецкий перец.
  • Хозяин весел - и гости радостны.
  • Что испек, то и кушай.
  • Добрый Иван – и людям, и нам, а худой Иван – ни людям, ни нам.

    А какие мультфильмы смотрит ваш ребенок?
     
    Верю, что каждый из вас,  прочитавший название этой небольшой статьи сам дал ответ, состоящий из нескольких десятков мультфильмов.
    И это, поверьте, выше всяких похвал.  Кому, как ни вам знать о своем ребенке все. Тогда на «засыпку» вопрос следующий: а чему хорошему, доброму может научить этот мультик? Замечательно, когда ребенок при просмотре может сам дать правильную оценку персонажу, сделать вывод, для себя решить опять же:
    «Это хорошо, мне нравится этот герой, я буду делать так же!»
    А если малыш ошибается в выборе  и  черное примет за белое? 


    Поправимо и это. Есть несколько вариантов:

    1.    Вы сами продумываете и составляете подборку мультфильмов.
    2.    Вы смотрите мультфильм вместе с ребенком, комментируя в нужном месте поступки героев, давая свою оценку. Т.к. являетесь безоговорочным авторитетом для него, и делая этот просмотр еще увлекательнее своим присутствием, проводите с ним то время, которым так дорожит малыш.
    3.    Контролируете, время просмотра, заранее договариваясь об этом с ребёнком.
    (Ведь есть и другие увлекательные занятия.)
    4.    Ориентируетесь на мнение экспертов. На некоторых детских каналах («Мир детства», «Карусель» и т.д.) идет рекомендуемый для просмотра возраст ребенка (3+, 4+…)
                                                                 Романова Людмила Станиславовна,

                                                                              воспитатель группы «Пингвин»

     

Детская шалость с огнем и гибель детей при пожарах

Вопросы воспитания у детей чувства ответственности за шалости с огнем, к сожалению, нечасто волнуют взрослого человека. Дети удивительно доверчивы. Они точно знают, что мы, взрослые, непременно убережем их от всех бед и напастей.

А действительно ли мы все делаем для того, чтобы оправдать такое доверие? Нет, мы, конечно, говорим: «Переходи улицу только на зеленый свет», «Не суй пальчик в розетку», «Спички детям – не игрушка». Вот в этом и кроется причина все-таки происходящих несчастий: в штампах и клише, посредством которых мы общаемся с детьми. Разве можно одной стандартной фразой усмирить естественный в этом возрасте интерес детей ко всему новому, необычному? Каждый день, каждый час для ребенка – это открытие. К сожалению, некоторые открытия становятся последними. К примеру, огонь…

В огне погибают сотни человек. Среди них и дети. Каждый третий ребенок погибает потому, что дети оставлены без присмотра, пользуются спичкам и зажигалками. Если спросить родителей, что вы говорили детям о правилах пожарной безопасности, многие отмахнутся: «В школу пойдут - там их и научат». Да, в школе их научат, но по статистике, наибольшее число детей погибает при пожарах, когда дети находятся без присмотра родителей. Дети, оставшись дома одни без присмотра взрослых, ищут себе занятие. Попавшиеся на глаза спички становятся причиной пожара. Желание поэкспериментировать путем поджога различных материалов, отсутствие навыков обращения со спичками приводит, как правило, к печальным последствиям, как для самих детей, так и для окружающих.

Часто, подражая старшим, дети начинают курить, прячась от родителей и учителей, не затушенная сигарета при этом становится причиной пожара. Особую опасность представляют действия детей при обращении с газовыми приборами, когда, оставшись одни дома не имея достаточных навыков, они пытаются приготовить себе обед или просто согреть чайник на газовой плите.

Пик детской шалости с огнем приходится на весенне-летние месяцы – апрель-август. Это время летних каникул, когда дети, предоставленные сами себе, жгут сухую траву, тополиный пух, костры на улицах, в хозяйственных сараях, играют со спичками. Все это нередко заканчивается бедой.

Трагические случаи наглядно доказывают: главная причина гибели детей на пожаре кроется в их неумении действовать в критических ситуациях. Во время пожара у маленьких детей срабатывает подсознательный инстинкт: ребенок старается к чему-то прижаться, куда-то спрятаться, ищет мнимое убежище - под кроватью, столом и т. д. Там его беда и настигает.

Если в вашем доме все же произошел пожар, а дома находится малолетний ребенок, в первую очередь ищите их под кроватью, столом, в шкафах.

Дома - родители, в детских садах - воспитатели, а в школах – преподаватели постоянно должны общаться с детьми на эти темы. Чувство опасности, исходящее от огня, ребенку нужно прививать с раннего детства. В связи с этим инспекторами ОНДиПР по г. Новосибирску в рамках месячника «Детская безопасность» проводятся инструктажи в общеобразовательных учреждениях города как с педагогическим составом, так и с учащимися и с воспитанниками.

Уважаемые взрослые! Помните, что во многом дети подражают вам. Будьте сами предельно осторожны в общении с огнем и разъясняйте детям, какую опасность представляет шалость с огнем. Не забывайте, что ребенок, предоставленный сам себе, непроизвольно может стать виновником пожара.

ПОМНИТЕ, ЧТО ОТ ВАС ЗАВИСИТ ЖИЗНЬ ВАШИХ ДЕТЕЙ!!!