Консультация для родителей и педагогов.

«Давайте поиграем, пальчики и руки развиваем».

 

В настоящее время идеи раннего развития становятся всё более популярными. Педагоги и родители малышей 1-3 лет сходятся во мнении, что чем раньше начать всестороннее развитие, тем успешнее и быстрее он сможет реализовать свой потенциал, данный ему от рождения.

Одним из важных направлений развития малыша является развитие его моторики – как общей (разнообразные движения тела), так и мелкой (движения кистей и пальцев рук). Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше он развивается.

Учеными доказано особое значение развития моторики рук и пальцев, ее связь с уровнем развития речи и мышления ребёнка. Подражание движениям рук, разнообразные действия руками, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребёнка. Об этом свидетельствуют не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребёнка. Поэтому развитие рук помогает ребёнку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, активизирует мыслительные процессы. Полезно начинать занятия по развитию мелкой моторики с массажа рук ребёнка.

 

 Общие рекомендации по массажу ладоней и пальцев рук.

Сейчас можно только догадываться о том, как люди стали применять массаж в лечебных целях. Вероятно, вначале он заключался в инстинктивном поглаживании и растирании больного места. Однако уже в третьем тысячелетии до нашей эры предпринимались попытки описать приёмы массажа и раскрыть их лечебное воздействие на организм.

  Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. При этом мышечная ткань интенсивно снабжается кислородом и активно освобождается от продуктов распада. Кроме того, снижается содержание молочной кислоты в мышцах, выводятся органические кислоты, что эффективно снимает утомление после физической нагрузки.

  В зависимости от темпа проведения массаж может быть:

   1. Быстрымповышается возбудимость нервной системы;

   2. Средним  обеспечивается успокаивающий эффект;

   3. Медленнымснижается возбудимость нервной системы.

Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает лёгкость и бодрость.

В пальчиковых играх одним из основных массажных приёмов является поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев и ладонью.

  Поглаживания могут быть: прямолинейными, спиралевидными, зигзагообразными, попеременными, продольными, кругообразными и комбинированными.

Кроме того, применяются: щипцеобразные, граблеобразные, гребнеобразные поглаживания и просто глажение.

Другим основным массажным приёмом в пальчиковых играх считается

растирание. В отличие от поглаживания при этом производится определённое давление на поверхность и рука не скользит по ней, а как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку.

  Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью и также бывает: зигзагообразным, спиралевидным и прямолинейным.

К данному приёму относятся ещё и такие массажные движения:

Пиление, строгание, штрихование, пересекание.

Весьма полезным массажным приёмом в пальчиковых играх является

вибрация, к которой относятся: похлопывание, рубленее, поколачивание, встряхивание.

Вибрация оказывает сильное воздействие на нервную систему.

Слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.

  Движения в суставах также нашли широкое применение в пальчиковых играх. Они весьма благоприятно влияют на состояние опорно–двигательного  аппарата. При этом в пальчиковых играх используются активные движения, то есть те, которые ребёнок выполняет самостоятельно. Среди них можно назвать движения кистью: сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые вращения и пальцами (сведение и разведение, сгибание и разгибание).

Кроме того, в пальчиковых играх часто применяется приём разминания, при этом происходит смещение и сдавливание мышц. Его можно выполнять подушечками пальцев, фалангами согнутых пальцев, буграми больших пальцев, кулаком, основанием ладони.

При массаже тыльной стороны кисти следует применять прямолинейное поглаживание и граблеобразное растирание. Последний приём также можно выполнять кругообразно подушечками пальцев, зигзагообразно основанием ладони.

В процессе пальчиковых игр большое внимание уделяется массажу самих пальцев. При этом применяется несколько видов растирания:

кругообразное подушечками пальцев, кругообразное ребром ладони, спиралевидное основанием ладони, зигзагообразные и прямолинейные «щипцы».

Кроме всех перечисленных массажных приёмов, во время игр активно используются встряхивание и поглаживание пальцев.

               

 

              Комбинированный массаж

 

Игра состоит из двух частей: массаж кистей рук ребёнка и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук.

 Массаж не должен вызывать у ребёнка каких-либо неприятных ощущений. В процессе массажа используются следующие приёмы: поглаживание, лёгкое растирание, вибрация. Массажные движения должны выполняться в направлении от кончиков пальцев к запястью.

  Продолжительность сеанса массажа – 3-5 мин., количество сеансов – ежедневно или через 1 день по 10-12 раз.

 При выполнении массажа нужно придерживаться следующих правил:

1)            при поглаживании кисти ребёнка надо производить движения в различных направлениях. Поглаживания должны быть медленными и плавными;

2)            при растирании применяется небольшая сила давления;

3)            при вибрации кистей рук ребёнка кончики полусогнутых пальцев должны наносить лёгкие, следующие один за другим удары.

Рекомендуется выполнять массаж одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребёнка.

  Упражнения должны выполняться взрослым в медленном темпе.

1.    Сначала взрослый, фиксирует руку ребёнка, потом сгибает, разгибает его пальчики, а потом делает пальчиками круговые движения.

2.    Взрослый кладёт руку ребёнка на стол ладошкой вниз. Потом, фиксируя одной рукой руку ребёнка, другой рукой приподнимает вверх поочерёдно каждый его пальчик.

3.    Взрослый кладёт руку ребёнка на стол ладошкой вверх. Потом, придерживая её, взрослый поочерёдно сгибает пальцы ребёнка.

4.    Взрослый сгибает руку ребёнка в локте, локоть опирается на стол. Потом, фиксируя ручку ребёнка одной рукой, другой рукой производит поочерёдное круговое движение пальцев руки.

Данная игра рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Массаж и все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться с учётом развития мелкой моторики рук ребёнка.

 

                  Гимнастика  « Лукошко»

Взрослый садится с ребёнком за стол и выполняет следующие упражнения

1.    Руки ребёнка прижаты ладошками к столу. Ребёнок соединяет и разводит пальчики 6-8 раз.

2.    Ребёнок ритмично сжимает и разжимает кулачки 6-8 раз.

3.    Ребёнок соединяет пальчики (большой с большим, указательный с указательным и т.д.), взрослый при этом медленно считает до пяти.

4.    Ребёнок переплетает пальчики обеих рук, взрослый подсказывает, что таким образом получается лукошко.

5.    После того как ребёнок переплёл пальчики, он шевелит ими, не разнимая рук. Взрослый подсказывает, что таким образом получается живое лукошко.

                           Мамин массаж

Игра проводится сначала на одной руке, затем на другой.

Взрослый в медленном темпе выполняет следующие упражнения:

1.    Взрослый поглаживает кисти рук ребёнка от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны.

2.    Взрослый разминает пальцы ребёнка интенсивными круговыми движениями вокруг каждого пальчика.

3.    Взрослый производит интенсивные движения большого пальца вперёд-назад, вверх-вниз, а затем по кругу.

4.    Взрослый сгибает и разгибает все пальцы на руке ребёнка одновременно.

5.    Взрослый сгибает и разгибает руку ребёнка в запястном суставе.

6.    Взрослый интенсивно растирает каждый палец.

7.    Взрослый производит точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон.

8.    «Пальцы ложатся спать».

    Взрослый поочерёдно сгибает пальцы ребёнка, а затем их        одновременно выпрямляет  в сопровождении стихотворения:

                  

                    Этот пальчик хочет спать,

                    Этот пальчик лёг в кровать,

                    Этот пальчик прикорнул,

                    Этот пальчик уж уснул.

                    Тише, пальчик, не шуми,

                    Братиков не разбуди.

                    Встали пальчики, ура!

                    В детский сад идти пора.

9. «Пальчики здороваются».

Правой рукой ребёнок берёт за левую руку и слегка трясёт её.

10.Взрослый повторяет первое упражнение.

         ИГРЫ  СО СКАЗКАМИ

                                «Курочка Ряба».

Взрослый сажает ребёнка к себе на колени и рассказывает сказку, выполняя определённые движения пальцами и кистями рук ребёнка.

   Жили-были дед (обвести двумя руками сверху воображаемую бороду) и баба (изобразить, как завязывает под подбородком платок).

И была у них курочка Ряба (постучать указательным пальцем по столу).

Снесла курочка яичко (округлить пальцы и соединить их кончики), да не простое, а золотое. Дед бил, бил (постучать кулаком по «яичку». В качестве яичка можно использовать небольшой шарик) – не разбил.

Баба била, била (постучать кулаком по «яичку») – не разбила.

Мышка бежала («пробежать» всеми пальцами правой руки по столу), хвостиком махнула (помахать указательным пальцем) – яичко упало и разбилось (опустить расслабленные руки на колени).

Дед плачет, баба плачет (закрыть лицо руками), а курочка кудахчет: « Не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам яичко (округлить пальцы и соединить их кончики) другое, не золотое, а простое».

 

Следует  помнить, что игры-занятия по развитию мелкой моторики рук довольно специфичны и  нужно заниматься, строго соблюдая меру и, не допуская переутомления ребёнка и негативного отношения к  играм - занятиям. А чтобы ребёнок не чувствовал усталости и пресыщения, необходимо помнить, что развитие навыков ручных действий находится в стадии формирования и требует достаточно времени, терпения и тренировки. Систематические игры в раннем и дошкольном возрасте  подготовят пальчики ребёнка к  дальнейшему обучению письму, что значительно облегчит ему учебу в школе.

                             

                              Подготовила воспитатель: Родина Ирина Александровна.